Документация ГОСТы и СНиПы
для работы с трубами
Есть вопросы? Задайте их нашему эксперту
по трубами, отопительным
системам и канализации

Устройство и разновидности запорной трубопроводной арматуры

С помощью устройств, которые управляют потоком жидкости или газа, регулируют подачу рабочей смеси в трубопроводе вплоть до полной ее остановки. Запорная арматура трубопроводная – это задвижки, клапаны, затворы и краны.

Запорная арматура трубопроводов

Классификация и сфера применения

По целевому назначению арматура подразделяется на сантехническую, лабораторную, промышленную. Последний вид не бывает универсальным, так как для воды, газа или нефти существуют свои, строго определенные требования к оборудованию. Лабораторная арматура не предназначена для использования в условиях высокого давления и перепадов температур.
У любой запорной арматуры есть 2 основные характеристики: условный проход (номинальный размер, совпадающий с диаметром трубопровода, который можно подсоединить к данному устройству) и условное давление (показатель избыточного давления в трубе при средней температуре +20°).

арматура
Правильно выбранная арматура повышает работоспособность трубопровода

Оборудование для регулирования рабочей среды условно делят на две группы. В первую группу входят устройства общетехнического назначения, во вторую – специализированного. Арматура первого вида применяется в строительстве и в различных отраслях промышленности.
Запорные вентили используются на участках с тупиковым выходом. В системах вентиляции, отопления и водоснабжения используется проводная арматура, она приспособлена для работы с водой и высокими перепадами давления и температуры.
Наиболее часто применяют оборудование из нержавеющих материалов. Бронза, латунь, сталь, ковкий чугун – те материалы, из которых создают краны и вентили. Такие изделия имеют высокие прочностные характеристики, они достаточно надежны в эксплуатации. Антикоррозионными свойствами обладает оборудование, предназначенное для транспортировки нефти и нефтепродуктов. Энергетическое оборудование выдерживает температуру до 500°С и давление до 300 атмосфер.

Устройство и разновидности

Вся трубопроводная арматура имеет схожую конструкцию. В ее состав входят: крышка корпуса, корпус, соединительные элементы, рабочие органы (седло и затвор) и привод. Седло является неподвижным элементом в виде канала для потока среды. Канал окружает уплотнение, к которому присоединяется затвор.

  • Задвижка

Тип арматуры, у которой регулирующий элемент передвигается перпендикулярно потоку рабочей среды или под углом. В последнем случае затвор называется клиновым и может использоваться при любых условиях и режимах эксплуатации.
По форме затвора задвижки бывают фланцевыми и приварными, зауженными и прямоточными.
У задвижек есть невыдвижной или выдвижной шпиндель. Управление элементом осуществляется либо с помощью привода, либо вручную. Для регулирования расхода среды не используется, так как есть только два положения «открыто» или «закрыто».
С помощью фланцев, обеспечивающих герметичность, задвижка крепится к трубе. У таких устройств минимальное гидравлическое сопротивление и простая конструкция.
В шиберной задвижке используют металлический клин, режущая кромка которого разрезает включения (элемент используют в канализационных трубопроводах). Двухдисковые и клиновые задвижки имеют небольшое гидравлическое сопротивление.
Клиновая задвижка всегда имеет литой корпус из чугуна, при этом шпиндель закреплен вместе с клином. Используется для запирания движения среды. Клиновые двухдисковые задвижки используют для труб, подающих газ, нефть и масло. Задвижки широко используют в системах водоснабжения, пожаротушения.

Видео: новаторская задвижка со сварочными муфтами

  • Кран

Регулирующий или запирающий элемент устройства имеет круглую форму и вращается вокруг своей оси. Основные детали: корпус и пробка. Управление осуществляется поворотом пробки. Обычно на трубопроводах устанавливают запорные вентили, которыми управляют посредством электропривода или с помощью маховика. В некоторых случаях применяют дистанционное управление.
Краны бывают пробковые и шаровые, сальниковые и натяжные. На газо-, водо- и трубопроводах устанавливают шаровые краны. Их масса не превышает 8,6 кг.
На трубопроводах подающих природный газ используют муфтовый чугунный кран. К трубе он крепится с помощью муфты, фланца или сварного соединения. Рабочее давление такого крана 0,1 МПа, рабочая температура – менее 50°С.
Сальниковые краны устанавливают на линиях, подающих воду или нефть. Рабочая температура: не более 100°С, рабочее давление: 1 МПа. Основные детали изделия изготавливаются из чугуна. Сальник уплотняется резиной.

  • Затвор поворотный дисковый
    Кольцевой корпус, содержащий диск, поворачивается вокруг своей оси. Для герметизации используют металлические или резиновые кольца.
  • Заслонки
    Применяют на трубопроводе с диаметром около 2000 мм. Управление ими происходит в ручном режиме, но иногда используют гидро- или пневмопривод.
  • Регулирующий клапан
    Позволяет контролировать подачу внутренней среды и давление. В зависимости от направления потока среды бывают угловыми, проходными, трехходовыми. Запорный элемент клапана перемещается вдоль потока рабочей среды.

Ремонт оборудования

оборудование
В паспорте оборудования должен быть указан химический состав и механические свойства материала изделия

При возникновении неисправности специалист выполняет частичный или полный демонтаж узла. Перед ремонтом перекрывают подачу рабочей среды. Иногда временно устанавливают раздвижную вставку для бесперебойной работы трубопровода.
Утечка возможна, если перекрытие потока неполное. Причиной неисправности является и поломка сальника, и трещины в корпусе или в местах соединения с трубопроводом.

ремонт
Профилактический ремонт поможет избежать аварийных ситуаций

Поломка сальника

Устранить утечку через сальник можно путем затягивания его крышки или заменой сальниковой набивки.

  • Заменить деталь можно без перекрытия вентиля. Для этого на шпиндель задвижки помещают резиновое кольцо толщиной 12-15 мм, которое герметизирует промежуток между крышкой и шпинделем.
  • Затем отвинчивают болты с гайками, поднимают крышку и выбрасывают изношенную набивку.
  • Шпиндель и корпус освобождают от ржавчины, грязи и устанавливают новую набивку. При температуре воды более 60°С используют фторопластовый или асбестовый жгут. При менее 60°С подойдет набивка на основе хлопчатобумажной ткани.
  • Зазор между шпинделем и корпусом заполняется так плотно, чтобы крышку сальника можно было подтянуть три раз.

Изношенный шпиндель

клиновая задвижка
Устройство клиновой задвижки

Из-за изнашивания резьбы шпинделя возможно недостаточное перекрытие потока воды.

  • Если уплотнители повреждены, следует открутить крышку и вытащить шпиндель.
  • Внутреннюю поверхность зачищают от пыли и грязи, на уплотнители кольца и диска наносят краску и снова помещают в корпус.
  • После несколько раз открывают и закрывают задвижку. На дисках появятся царапины, неровности.
  • Места дефектов глубиной от 0,01 до 0,3 мм ликвидируют шабрением (вручную или на станке), более мелкие – притиркой.

Для замены прокладки перекрывают подачу воды, крышку корпуса снимают разводным ключом.
Чтобы сделать эксплуатацию трубопроводов безопасной и удобной, применяют запорную и трубопроводную арматуру. Без нее невозможно уменьшить или увеличить скорость передвижения рабочей среды.

Понравилась статья? Поделитесь ей:
У вас есть вопросы? задайте их нашему эксперту
задать свой вопрос
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (687 votes, average: 4,75 out of 5)
Загрузка...
Добавить комментарий